Бить или не бить?

Вопрос, который задают себе современные родители, когда ребенок не слушается. Что же делать в похожих ситуациях?

В наше время можно многое увидеть и услышать: кто-то отнимает у ребенка телефон, а кто-то ставит его в угол или на колени.
Немного теории из психологии: когда человек находится в стрессе, у него начинает активно работать лимбическая система, цель которой — обеспечить безопасность и выживание. В такие моменты начинают превалировать агрессия или страх: человек может видеть везде опасность, всё воспринимать преувеличенно негативно и отвечать агрессивно на все эти выдуманные опасности.
Мама в декрете
Из-за длительного стресса она становится раздражительной и агрессивной. Поэтому в первую очередь ей нужно уделять внимание себе, отдыхать, переключаться. В ситуациях, когда она чувствует, что не выдерживает и может сорваться на ребенке, лучше просто выйти из комнаты и найти что-то для себя: выйти на балкон, полежать, включить музыку, посмотреть одну серию сериала, включив детям телевизор. Пускай дети сидят в комнате одни, главное, чтоб у них была безопасная среда.

Очень хороша библиотерапия — читать побольше и что-нибудь интересное, либо слушать в аудиоформате. Спорт очень здорово помогает снизить стресс и градус раздражения: включайте, например, дома видео и занимайтесь йогой, пока дети спят.

Если ребёнок не слушает и не слышит, и нужно много раз повторять, важно создать некий якорь, чтобы эффективно привлекать внимание ребёнка. Иногда дети просто не воспринимают аудиоинформацию. Тогда можно подойти, взять за руки, присесть, посмотреть в глаза и дать инструкцию. Тогда ребёнок возвращается в наш мир и начинает слышать.

Можно спросить ребёнка: «Ты меня слышал? Понял? Повтори, пожалуйста, что я сказала». У детей не все системы восприятия достаточно сформированы, поэтому они часто не воспринимают инструкции. Это никак не связано лично с мамой, с её неэффективностью или ошибками в поведении. Это просто нюансы развития ребёнка и его восприятия.
Школьные «мучения»
11 школьных лет проходят во всеобщем родительском неврозе. К сожалению, дети тоже сильно перегружены. Больше трех часов домашних заданий — очень много для ребёнка. Много энергии и сил забирают дополнительные кружки, секции, курсы для детей. Сильная перегруженность интеллектуальной деятельностью может вызвать симптомы депрессии. Нарушаются когнитивные функции в целом — внимание, фокусировка, память, даже моторика. Большинство родителей этого не понимают.

Рвать тетради и доклады ребенка, где некорректно выполнено упражнение, в корне неправильна, потому что ребёнок старался, а за любое старание нужно не наказывать, а поощрять. Даже если он сделал ошибку, но старался, это нужно отметить. Но происходит по-другому, потому что мама сама очень устала и эмоционально реагирует.

В такой ситуации нужно признать неправоту и извиниться. Однако, если это происходит часто, и родитель постоянно извиняется, ребёнок может скопировать такую модель: неправильно себя вести и считать, что нормально. Просто потом за это извиниться.

Признак высокого уровня стресса у родителей — экзальтированное чувство вины за вполне понятные человеческие реакции и при этом неспособность изменить эти реакции. Нужно обязательно прорабатывать это чувство вины, задавать себе вопросы: «Почему я это сделал? Потому что я такой плохой, и я не умею контролировать свои эмоции? Или я умею их контролировать, но не всегда? Я просто человек, иногда я могу сорваться».

Такие вопросы могут помочь оправдать себя и простить свою неидеальность. Это будет полезно и для ребёнка: принимая свои недостатки, мама может придумать новые тактики взаимодействия с ним.
Если вы все же ударили
Маме нужно поставить для себя чёткие границы. Очевидно, она испытывает большую вину за телесное наказание.

Если она всё-таки не смогла себя проконтролировать в определённый момент и ударила ребёнка или толкнула, то важно сказать следующее: «Я сожалею! Обижать тебя неправильно. Никто не должен этого делать». И потом нужно объяснить, почему мама это сделала. Например: «Я это сделала, потому что разозлилась. Разозлилась на то, что ты меня не слушаешь. Ещё я разозлилась, потому что очень устала. Когда я злюсь, я плохо контролирую свои эмоции. Иногда мне трудно их сдерживать».

Насилие – путь к созданию раба

Нужно понимать, что, как только человек становится способным принимать собственные решения, он начинает нести за них ответственность. И если результатом его поступков становятся наказания или ограничения, то это путь либо к воспитанию раба, который всегда будет наказан, либо абьюзера, который будет наказывать других. То есть в голове ребенка четко формулируется и закрепляется определенная форма взаимоотношений с окружающими: допустил ошибку — отвечай. Это не значит, что должен быть карт-бланш, нельзя делить все на черное и белое. Просто всегда нужно действовать через диалог. Разговаривайте с ребенком и договаривайтесь.
ПРИХОДИТЕ
Нур-Султан, ЖК Holland, Әбубәкір Тыныбаев улица, 7
Караганда, ул. Луговая, 156-2
Караганда, Оазис микрорайон, 7
Караганда, 19-й микрорайон, 45Б
Караганда, Рахимова, 156
Караганда, Муканова, 3/2
ЗВОНИТЕ И ПИШИТЕ
online@daryndybala.kz
Whatsapp +77780171494

СОЦСЕТИ
СДЕЛАНО