Живопись

Что дают занятия живописью и, вообще, рисование для детей?
1. Формируется самоидентификация, самовыражение у детей — «я тот, кто рисует». Здесь важно, что он не только тот, кто только «хочет или не хочет», а ещё и тот, кто «умеет что — то, и делает». И это формируется с самых малых лет. Человек привыкает к тому, что он может идентифицировать себя через действие, через дело.

2. Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.

3. Когда ребёнок рисует, в конце концов, он получает результат. Ребёнок в процессе рисования экспериментирует, играет, и у него получается рисунок — конечный, видимый всеми результат его деятельности. Если же он играет с игрушками, видимого результата его деятельности нет. А здесь в конечном итоге, помимо формирования навыка обращения с новыми предметами, вырабатывается ориентация на результат.

4. Ребёнок благодаря занятиям живописью приобщается к общечеловеческой культуре. Если мы говорим с ним об этом, показываем произведения искусства, картины, мы тем самым показываем значимость искусства и культуры в целом для нас и для других людей. Прицепляем «вагончик» — ребёнка — к этому «паровозику» — культуре.

5. У ребёнка появляется большее количество интересов. Люди с малым количеством интересов, чаще подвержены депрессиям, больше склонны к асоциальному поведению. Частые причины капризов детей — это «нечего делать», «не умею ничего делать», «не умею выражать свои эмоции, чувства».

6. Плюс к этому идёт структурирование времени. «Я могу себя чем-то занять» — для ребёнка это тоже важно, потому, что ему тогда не скучно. Ребёнок в процессе занятий учится структурировать своё время.

7. У ребёнка формируется творческий подход к реальности. Почему, откуда берётся творческий подход к реальности, если человек рисует? Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие её. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов, а значит, учится вариабельности.

8. У него совершенствуется воображение и пространственный интеллект. Большинство людей, не приобщённых к искусству, видит всё достаточно плоско.

9. Следующий важный аспект — у детей, которые занимаются рисованием, более быстро развивается визуальная сторона восприятия и обработки информации. Дети — чаще всего кинестетики. Они всё познают через ощущения, через движение. Человек ориентированный преимущественно на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать и свою жизнь и деятельность более эффективно, простраивать их на большие промежутки времени, чем кинестетики. Как звучат фразы: «Перспективу я вижу» или «я чувствую перспективу»? Визуально ориентированному человеку зачастую легче принимать и находить решения, запоминать что то, поэтому он более эффективен, особенно, если подключаются и другие каналы восприятия реальности. Это увеличивает возможности человека.

10. В результате занятий нарабатываются визуальные стратегии поведения и множество новых поведенческих реакций. Сравните, «я чувствую и делаю» и «я вижу и делаю» или «я чувствую, вижу и делаю». Это соответствует разным отношениям к реальности, к жизни, и к своим действиям. При использовании только кинестетического канала восприятия и обработки информации возможности у ребёнка меньше и, зачастую, ему для того, чтобы думать, необходимо подвигаться.

11. Занятия живописью также являются важным элементом подготовки к школе. Помимо всего прочего, занятия способствуют также развитию мелкой моторики.

12. Плюс к этому, так как ребёнок сидит и выполняет свою работу какое-то время, сидя за столом, и делает это с интересом, то он постепенно привыкает к дисциплине.

13. Важно правильное проведение занятий. Если человек, который проводит занятия, не показывает своего недовольства и не говорит ребёнку: «Вот ты всё неправильно нарисовал», а, напротив, поощряет его к самостоятельности, то ребёнок перестаёт бояться ошибок. Живопись — это сплошной эксперимент, и ошибок в нём быть не может по определению. Любые результаты в ней положительные, поскольку из «ошибки» можно всегда сделать нечто удивительное. «Ошибка» — это начало нового эксперимента. Ребёнок проводит эксперимент, значит, он творчески подходит к делу, развивает свою креативность, познаёт многообразие мира. В таких условиях ребёнок становится более восприимчивым к новому, и, значит, становится более успешным в обучении.

14. Потом — умение интерпретировать то, что получилось.

15. А раз ребёнок уже умеет интерпретировать, значит, у него будет развиваться и ассоциативное мышление.

16. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также находить тонкие различия, т.е. способность сравнивать и обобщать.

17. При рисовании совершенствуется умение концентрироваться на одной цели в своей деятельности и доводить дело до конца.

18. Если мы обсуждаем разнообразные характеристики произведения, нюансы исполнения, то тем самым, мы также развиваем у ребёнка речь, умение общаться. Живопись, и сама по себе, является средством общения. Ребёнок учится передавать свои чувства, состояния, своё понимание через рисунок.

19. Совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, отображать его в условной форме на плоскости.

20. При занятиях живописью, при обсуждении художественных работ расширяются возможности для выражения ребёнком своих эмоций. В большой мере жизнь ребёнка становится более эмоционально насыщенной.

21. Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир. И это очень важный момент.

Чтобы поддержать интерес ребёнка к живописи, необходимо:

• Находить в рисунках (особенно тех, где он автор), только позитивные моменты.

• Восхищаться или хотя бы показывать интерес к нюансам рисунка, акцентируясь на них и проговаривая их (это самая замечательная похвала для художника). Если мы не отметим эти открытия ребёнка, о которых он может даже не подозревать, мы не зафиксируем их в его сознании, и они могут не войти в копилку его опыта.

• Хвалить большей частью творческие находки ребёнка (даже только потенциальные), а не его самого.

• Избегать критических замечаний и всевозможных поучений в адрес ребенка. Ребёнок ни в коем случае не должен получать даже намёк или напоминание о несовершенстве его картин и его неумении что-то сделать или выразить.

• Буквально «заражать» его своими эмоциями и интересом, а не заставлять его рисовать. Рисование — это творческий процесс. Это поиск неизведанного, эксперимент. Здесь нет правильного или не правильного.

• Поддерживать интерес ребёнка к рисованию, показывая свое положительное отношение к его деятельности и к нему самому.

• Чаще обращать внимание на детали и особенности в рисунке ребёнка, на отличия одного элемента от другого, а также на их повторяемость и схожесть.

• Видеть те положительные черты, которые ребенок (в силу своего возраста), возможно, пока не находит в своих рисунках, и рассказывать ему о них.

• В своей оценке идти от работ ребёнка, а не от наших представлений, желаний и возможностей на данных момент.

• Сравнивать работы ребёнка только с его предыдущими достижениями, чаще (но не всегда) отмечать положительную динамику в его работах. В то же время не стоит сравнивать его работы с работами других детей, но, найдя какой-то удачный момент в других работах, желательно воспользоваться этой находкой, если она ребёнку интересна и понравилась. Это относится и к работам профессиональных художников, на которые мы смотрим вместе с детьми. Нам важно добиться, чтобы ребёнок обучался у них, а не культивировал в себе чувство несовершенства. Так же отмечайте те нюансы, которые открыл ребёнок и которые, вы затем увидели у признанных художников.

• Рассказывать о картинах ребёнка максимально подробно, перечисляя все его достижения, описывая свои эмоции и показывая своё положительное отношение и восхищение.

• Повторять свои положительные отзывы о картинах, об их нюансах, показывать своё восхищение ребёнку или кому то ещё и на следующий день, но чтобы ребёнок слышал всё это.

• Для нас и для ребёнка должно стать главным не столько добиться похожести изображаемого на картине на дерево, солнце, человека… и т. д., (похожесть со временем появится, если вы, вместе с ним, поставите такую цель), а умение экспериментировать, умение думать и видеть, как художник, умение пользоваться живописными средствами и приёмами. В картине, если это не иллюстрация, важным становится скорее не то, что изображено, а то, как это изображено.
Список инструментов для занятий ИЗО:
    • акварельные краски,
    • гуашь «Луч»,
    • набор кистей «Щетина»,
    • простой карандаш М,
    • восковые мелки
    • ножницы,
    • клей ПВА,
    • клей-карандаш,
    • цветной картон,
    • цветная бумага
    • пластилин «Луч»,
    • бумага формат А-3 для рисования,
    • альбом обычный,
    • войлок.