Яндекс.Метрика Младенцы наши < Дарынды Бала. Детский Центр Развития Лидерства

Младенцы наши

Ответы на вопрос «Кто Я?» мы получаем еще до рождения и даже после смерти. Но самые впечатлительные и долгоиграющие на нашей судьбе ответы мы получаем в дошкольном и подростковом возрастах.


Папа, папочка, не спишь?
Говорит с тобой малыш.
Я здесь рядом, в темноте,
У мамули в животе.
Скоро встретимся с тобой.
Меня ждёшь ты, дорогой?
Ты когда поёшь, читаешь,
Слышу я, всё понимаю.
У меня твой нос и глазки,
Чувствую твои я ласки,
Гладишь ль спинку мне, иль ножки,
Пяточки мои щекочешь...
Ты мне, папа, всех дороже,
Да и мама наша тоже.
Вы же все - моя семья.
Скоро с вами буду я.

КриСти. Пятигорск. Россия

Кто Я? – это тот вопрос, который задает себе человек достигший возраста после двух лет от рождения, период первой личностной метамарфозы. В этом возрасте данный вопрос направлен на выражение себя в кругу других людей. Ребенок определяет роли и связи, свои и других. Например: - Ты мама, а ты папа, ты бабушка, а ты дедушка, а кто Я? Некоторые дети анализируют ситуацию глубже: я ребенок мамы и папы, они муж и жена, у них есть свои мамы и папы, они мои бабушки и дедушки, а я им внук, и все же – кто Я?

Если в семье эмоциональная ситуация стабильно позитивная, то ребенок до подросткового возраста отчетливо понимает кто он и какую роль в своем окружении реализует, тем самым не доставляя особого ущерба своей центральной нервной системе и окружающим его людям. Такой ребенок знает не только о том, кто он, но и то, что ему нравится и нужно. Его активность и заинтересованность направлена не на понимание себя, а на понимание мира, в котором живет ребенок. Заинтересованность ребенка направлена на понимание своей деятельности, созидания своего прекрасного, детского мира. В этот период ребенок особенно чувствителен к развитию мыслительных процессов, внимания, речи, воображения.

Люди стремятся получить удовольствие от жизни, и особенно от своего образа, от исполненного ожидания других, для того чтобы наполняться волей к жизни, к лучшим условиям жизни. Хвалите и поощряйте детей за их активность и любознательность, называйте их приятными и вдохновляющими их словами, типа герой, принцесса, рыцарь, умница, молодец, радость, солнышко, гордость. Поддерживайте их, держа за руки и плечи, аплодируя, улыбаясь, обнимая, и, конечно же, сопровождая свою поддержку теплым, участливым взглядом и интонацией. Ребенок должен чувствовать как моральную, так и физическую поддержку.

Если же ребенок живет в эмоционально нестабильной и негативной ситуации, если он даже не наблюдает, не то чтобы не проживает, своего образа  и образа ролевых связей, и в ответ на свои детские действия переживает отвержение: - Тихо; Не мешай; Замолчи; Не мельтеши; Уйди; Заткнись, и т.д. сопровождающиеся нелицеприятными ругательствами, типа бестолочь, дрянь, тупица и т.д., то у него формируется искаженная Я-концепция, чувствительная к оценкам, и зависимая от принятия или непринятия ее социумом. Поэтому ребенок навязчиво и агрессивно реагирует на происходящее вокруг него и с ним, ведь он стремиться быть признанным, принятым, любимым, а этого он не получает, или получает в социально неодобряемых обществах, где правонарушение – норма поведения.

Здесь описан крайний вариант, чаще происходят менее яркие реакции, так сказать латентный вариант несформированного образа ребенка, но он и наиболее опасен для построения ребенком здоровой Я-концепции, так как такой ребенок попадают в зону безнадежной, пессимистичной картины мира. Мира, в котором ребенок претенциозно привлекает к себе внимание окружающих, но не получает ожидаемого ответа и не научается в первую очередь к себе относиться с претензией, а только потом требовать. То есть формируется устойчивая иждивенческая реакция на жизнь и ее задачи. Поэтому воля к жизни, интерес к миру приглушается, и по механизму компенсации актуализируются эгоцентризм, значимость ситуативных потребностей, капризы, истерики, частые заболевания, непонимание собственных интересов и желаний.

Ребенок, растущий в любящей семье, в семье, в которой ему искренне и с интересом помогают самоопределиться, предлагая разные виды деятельности, интересуясь его впечатлениями о мире, жизни, взаимодействии, к подростковому возрасту (в период очередной физической и психологической метамофозы) вырастает готовым к принятию себя таким, какой он есть, без иллюзий, и с конкретными планами на будущее – вырастает творцом, созидателем. В подростковом возрасте его вопрос Кто Я? уже направлен на рефлексию себя, на то, как на него влияет восприятия и ожидания других людей, людей одинаковой с его культурой (ровесники, авторитетные взрослые). Ребенок анализирует, может ли он быть другом, сотрудником, соратником, конкурентом, собеседником, лидером и просто интересным человеком. Он учится общаться, учится принимать мир и выражать свое мнение. Мнение – очень ценный продукт личности. Необходимо ценить мнение подростка, проявлять интерес к его размышлениям, предлагать ему разнообразные варианты анализа информации, поддерживать его творческие предложения, и гордиться принятыми им решениями.

В семье же, в которой ребенок выступает как вечно мешающий и будоражащий родителей «спиногрыз», в подростковом возрасте продолжает задавать вопрос Кто Я? с теми установками и мотивами, которые его напрягали после двух лет от рождения. Например: если мама «негативная», папа «негативный», а я не как мама и не как папа, то Кто Я? Он категорически вычеркивает культуру и быт родителей и других директивных взрослых. Впоследствии родители жалуются на поведение ребенка-иждивенца, на его безразличие и безучастность, чувствуют ненависть к собственному ребенку и пугаются этого чувства, видят бессмысленность своего материального и морального вложения в отношения и в ребенка, поэтому злятся и выплескивают на него свою агрессию. В данной ситуации взрослому необходимо совместно с ребенком начинать реализовывать первые шаги к развитию. Вместе искать мотивы и интересы, вместе развивать эти интересы, вместе внедрять результаты интересов в социум. То есть искренне поддерживать своего ребенка и честно отвечать ему, что он человек с имеющимися у него одаренностями, поэтому индивидуальность, которая должна самореализовываться.

И последнее. Так устроена человеческая цивилизация, когда мы рождаемся, о нас беспомощных, заботятся наши молодые еще родители. И если они мудрые, они одновременно заботятся и о наших дедушках и бабушках.

Настанет время и этот экзамен начинаем держать мы. Сможем ли мы, дать полноценную заботу нашим родившимся младенцам и уже вошедшим в солидный возраст нашим папам и мамам.

Вернув им, любовь, тепло которые они нам дарили, когда мы были беспомощны?